Памятка от психолога «Делать уроки … без стресса»

Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей… И это неправильно! Восемь практических советов о том, как уйти от стресса и получить от домашних заданий хоть немного удовольствия.

  1. Как это организовать?

Детям младше 13 лет необходимо от 45 минут до 2 часов (обед, отдых, игра, в том числе и подвижная, прогулка на свежем отдыхе), чтобы окончательно покинуть школьный мир и войти в домашний. Пока отложите разговоры о школе: ребёнку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему придётся отвечать на расспросы о контрольной по математике. Золотое правило: превратить выполнение домашних зданий по математике в ежедневный ритуал, происходящий в определённый час и в одном и том же месте. Лучшее время для выполнения домашний заданий – с 15 до 17 – 18 часов. Что делать, если уже поздно, а ребёнок ещё чего-то не сделал? Сегодня – ничего: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуться к этому с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу. Помните, что школьникам трудно сделать всё в один присест. В 8 – 12 лет идеальное время для работы без перерыва – полчаса. Поэтому во время приготовления уроков нужны перерывы 5-10 минут (можно перекусить, выпить сок, потянуться, полить цветы и т.п.).

  1. Нужен ли взрослый?

Да, потому что без его присутствия ребёнку ещё трудно самому себя организовать. Ему потребуется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с домашним заданием один на один, ребёнок рискует застрять на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше… Кроме того детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого успокаивает детей и подпитывает веру в свои собственные силы. Если у вас нет возможности быть с ребёнком каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребёнок сам делает чтение, простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверяете сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное. Не заставляйте ребёнка переписывать всё, если в работе обнаружились какие-то непринципиальные ошибки. Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании. На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно всё упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

  1. Сколько нужно помогать?

Во время выполнения уроков ребёнок должен знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы делать за него работу. Вы можете вместе посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь её начать и … заняться своими делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадобится помощь. Позже вы сможете вместе проверить выполненное задание. Не стоит сидеть с ребёнком и следить за каждым движением его руки – это не прибавит ему самостоятельности, снимет с него ответственность. Ещё одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому.

  1. Как общаться с учителем?

Очень важно сотрудничать с учителем. Если у вас возникают вопросы, связанные с выполнением домашних заданий, обсуждайте их с педагогом, не стесняйтесь спрашивать и уточнять. Наверняка ваш ребёнок учится не по тем программам и методикам, по которым вы учились сами. Учитель сможет вам точно ответить на вопрос, как эффективнее заниматься дома. Дети часто не знают, как попросить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно. Ребёнка нужно специально этому учить, и это задача родителей.

  1. Нужны ли дополнительные упражнения?

Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предложить ребёнку один-два дополнительных вопроса, упражнения, чтобы убедиться, что он действительно хорошо усвоил тему. Чтобы это не воспринималось как наказание, объясните ему: «Тебе было непросто справиться с этой задачей. Попробуй для проверки решить ещё одну, чтобы в школе чувствовать себя совсем уверенно и свободно».

  1. Как справиться с кризисом?

Если вы вдвоём сидите над тетрадью битый час, и  а ребёнку всё никак не удаётся не только усвоить, но и даже повторить простейшее правило; если вы раздражаетесь, выходите из себя и повышаете голос – значит, в вашей совместной работе над домашним заданием наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своё, давить, кричать и требовать повторить всё снова и снова. Просто закройте учебник и тетрадь и займитесь чем-нибудь другим. Вы сможете вернуться к этому заданию позже или утром. Если при выполнении домашнего задания вы всегда раздражаетесь и вам трудно себя контролировать (что очень жаль) попробуйте перепоручить это дело другому члену семьи или даже человеку, не состоящему в родственных отношениях с ребёнком. Ему будет проще держать дистанцию, необходимую для продуктивных рабочих отношений.

  1. Стоит ли взять репетитора?

Сегодня всё больше родителей — перфекционистов стремятся предвосхитить учебные проблемы своих детей, а потому обращаются к специалистам по разным предметам. Естественно, речь не идёт о подготовке к поступлению в институт. Другой повод для звонка репетитору – действительно явное отставание, и учитель говорит о серьёзных пробелах в знаниях. В любом случае, обращаться за помощью к репетиторам по любому поводу не рекомендуется. У ребёнка может возникнуть чувство, что вы слишком беспокоитесь («Значит со мной не всё в порядке?») и не доверяете ему. В такой ситуации он испытывает постоянную тревогу, напряжение, замыкается в себе. Только реальные потребности оправдывают использование частных уроков. С ребёнком нужно обсудить идею дополнительных занятий очень спокойно и тактично: «Я надеюсь, что в школе на обычных уроках, тебе станет легче».

  1. Когда можно «отпустить вожжи»?

Рано или поздно в жизни каждого родителя должен наступить долгожданный момент, когда его ребёнок начнёт самостоятельно делать большую часть домашнего задания. Это означает, что он уже научился учиться, планировать работу и своё время. Но этот момент происходит у каждого в свой срок. Каким образом это определить? Единственный способ – быть внимательным к индивидуальному ритму ребёнка и ни в коем случае не сравнивать его с одноклассниками! Самостоятельность приобретается постепенно. Сначала начните проверять домашнее задание через день, затем раз в три-четыре дня. Если у ребёнка получается самостоятельно работать, если он умеет ставить вопросы, помогающие ему продвигаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним. Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу – пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы пару раз в неделю –  ещё будут оставаться необходимым примерно до возраста 13 лет. К этому времени либо ваш ребёнок осознал цели обучения принял их и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную свободу, либо он бунтует против домашних заданий…  и вам будет необходимо искать новые способы совместных занятий – в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со старшим братом, или же другими родственниками… Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над домашними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля… не забывая, впрочем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успехам своего ребёнка.

Заключение.

  • Научите своего ребёнка ставить правильные вопросы, чтобы он мог сам продвигаться в своих рассуждениях!
  • Школьные годы детей возвращают нас самих к собственным школьным воспоминаниям, в том числе страхам, тревогам, негативному опыту. Есть опасность переноса всего этого личного багажа на собственного ребёнка. Он ему не нужен! У него будет свой опыт!
  • Ребёнок, который получает удовольствие от своей работы, видит смысл в том, что он делает! Это — залог появления желания учиться и самоуважения.

Комментирование запрещено